Колодцы и скважины на воду в мифологии и обрядовых практиках
Колодцы в фольклоре и обрядовых практиках
Колодец в мифологической картине мира олицетворяет источник жизни и одновременно страшную и чужую человеку силу: через колодец можно попасть в мир мертвых; в колодцах живет нечистая сила: «От воды — жди беды». Набирая воду, люди крестили колодец, а затем крестились сами. Ночью и зимой до дня Крещения колодцы представлялись особенно опасными. Если возникала необходимость идти за водой в темное время суток, к колодцу отправлялось несколько человек, они старались не шуметь и не разговаривать [Шангина, 2003].
В православии с колодцем связан ряд духовных практик: Молитва о копании колодца; Молитва над новым колодцем; Чин очищения колодца от скверны. Порядок благословения нового колодца имеет определенную последовательность: Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…». После молитвы берет освященную воду, трижды крестообразно вливает ее в колодец, каждый раз произнося: «Благословляется и освящается этот колодец и находящаяся в нем вода, благодатью Святого Духа и вливанием этой освященной воды, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь [Порядок благословения нового колодца].
Обряд водосвятия проводился на Крещение Господне (6/19 января) и Первый Спас (1/14 августа). В народном православии существовал обычай в ночь на Крещение опускать в колодец крестик, сложенный из щепочек. Освящение всех колодцев в деревене (в неосвященные батюшка вливал святую крещенскую воду) обеспечивало, по суеверным представлениям, изгнание из воды бесов и всякой нечисти, очищение ее от скверны. Такая вода считалась целебной, здоровой, способной защитить от болезней и нечистой силы. Для снятия сглаза ее следовало брать не менее, чем из трех колодцев. В день Федора Стратилата (Федоров день, Федор Стратилат, Федор Летний, Федор Колодезник) мастера-колодезники посещали церковную службу, а затем выбирали место для копки колодца. На службу у вновь построенного колодца старались собраться все жители деревни. По окончании ее колодец украшали иконами, крестами или вырезали слова молитвы.
До этнографической современности сохранился ряд примет, обычаев и запретов, связанных с колодцем: когда колодезная вода зачерпнута ведром, её уже нельзя отливать – из ведра смотрят предки; колодец следует всегда накрывать крышкой, чтобы не увидеть в воде домового; если кинуть в воду монеты, то это позволит преумножить богатство, все вернется с избытком. Колодец использовался для гаданий на жениха, счастливое супружество и т. д.
Иллюстрации
- Колодец с поклонным крестом на острове Анзер, Троицкая губа. Соловецкие острова. Архангельская область. Объект культурного наследия.
- Колодец Георгия Победоносца на месте часовни у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Соловарка Шекснинского района Вологодской области.
- Молебен у скважины, названной жителями города Белозерска адской. Вологодская область
- Освящение колодца.
Народные термины
Освященная вода
Святая вода: «Положу шматок хлеба, водицкой полью святой ис калоцца» (Гд.) – из иллюстрации к коло́дец, коло́дет – ‘глубокая яма с отвесными стенками, в которую опущен сруб, для добывания воды из водоносных слоев земли’ [ПОС, 15, с. 72].
Святья – ‘вода, освященная в Крещенье’ (Холм. Пек., Беллавин, Архив РГО, 1851) [СРНГ, 37, с. 9].
Свячёная вода – свячёный – ‘освященный в церкви’: «Все спользоваются, берут воду из колодца со свяченой водой» (Невел. Пск., 1978) [СРНГ, 37, с. 9].
Свя́то – ‘святая вода’ (Новг., Даль) [СРНГ, 37, с. 5].
Использование освященной воды
Мыть глаза освященной водой: «Около часовенки у нас проточная вода, там колодец, и глаза моют, раньше там воду святили, молились» – из иллюстрации к протóчина – ‘проточная вода’: (Чуд.) [СРГК, 5, с. 310].
Ездить, ходить со свя́том – ‘ездить, ходить на Рождество, Пасху с иконой, крестом, святой водой (о духовенстве)’: «Попы со святом ходят» (Новг.) [СРНГ, 37, с. 5].
Колодец в фольклоре
Мифические существа, связанные с колодцами
Водяной: «Малышэ́й-то пуга́ли: не загля́дывай ф коло́дец, водяно́й утя́нет» - из иллюстрацию к загля́дывать – ‘направлять взгляд куда-нибудь, стараясь увидеть’ (Пин. Нхч. Кшк) [АОС, 16, с. 46].
Живая вода
Живая вода в колодце: «Потом она нашла три вички-прутика, омочила в колодец и стегнула сестёр этими вичками, и оне ожили» (Кольск. Брискин) – из иллюстрации к омочи́ть – ‘намочить, обмочить что-л.’: [Мызников, 2021, с. 207].
Живая вода и мертвая вода в колодце: колóдечек – ‘колодец’: «Колóдечек рыть» (Новг., 1910); «В саду был колодечек, в этом колодече была жива вода и мертва» (Ленингр., Ончуков) [СРНГ, 14, с. 156].
Сюжеты сказок
Человек обернулся колодцем: «Она и взяла овернула его колодцем, а сама черпаком и старушкой овернулась» (Калгалакша, Кем.) – из иллюстрации к черпа́к – ‘сосуд для зачерпывания воды из колодца’ (РНСКП). [Мызников, 2021, с. 543].
Действия мифического существа у колодца: «Талый пришёл свататься на дочери, а сам положил в колодец красивый ковшик… Талый открыл двери в вежу и кричит: Большой колдун, возьми своего сына» (Кольск. Брискин) из иллюстрации к Та́лла – ‘мифическое существо, вызывающее страх у саамов, часто просто медведь’: «Талла, талый – вопрощение человека, которого лопари боялись, и в то же время старались одурачить» (Кольск. (ИАОИРС) [Мызников, 2021, с. 495].
В колодце по непонятным причинам пропадает вода «Не ругайсе муж-кормилец, я задремала да мне приснилось, быдто мужик стоит у колодця, а в колодци воды совсим нету (сказка)» – из иллюстрации к кормилец (Колежма, Цейтлин) [Мызников, 2021, с. 207].
Обычаи и обряды
Ключовик – ‘родник’: «Ключовик есть, так туда бросьте деньги» (Медв.) [СРГК, 2, с. 476].
«Колодец-то заложивать надо, а заложишь — говорят: жених придёт по тебе» - из иллюстрации к залаживать, заложивать, закладывать – ‘запирать’ (К-Г. Плоск.) [СВГ, 2, с. 127].
Свадебная обрядность
Купúть водúцу – ‘свадебный обряд, при котором бросают копейку в колодец’: «На ключ за водой, пошла, купи водицу, и кинула копейку в ключ» (Хв.) [НОС, с. 483].
Гадания
Ходúть по колóдцам – ‘гадать, заглядывая в колодцы’: «Многие девки ходили по колодцам, а я нет» (Кир. Ферап.) [СВГ, 11, с. 196].
Кóлóдец класть – ‘ворожить на жениха’: «Бабка на Крещенье говорила: «Колодец клади из спичек, возьми его на ладонь, выйди из дома, повернись, как солнце встает, да скажи: «Если есть у меня суженый, так приходи со мной с колодца воду брать», потом тихо иди домой и молча спать ляг, он и приснится» (Кондоп.) [СРГК, 2, с. 401].
Поведение у колодца
Насвежéнько – ‘доброе пожелание людям, черпающим воду из реки, колодца’: «Воду цёрпают, дак насвежёнько говорят» (Шексн. Кам.) [СВГ, 5, с. 69].
Свежéнько – ‘пожелание тому, кто черпает воду из колодца’: «Пришла женшшина по воду, черпает из колодца. Ей сказать нада: «Свежéнько!» А она-то ответит: «Спасибо, милая!» (Кир. Ферап.) [СВГ, 9, с. 101].
Плю́хать – ‘резким движением вливать, плескать’: «Если чилавек ф сиридину [колодца] вайдё, пачистит, ф Кряшшэнье плюхну святой вадички» (Палк.) [ПОС, 26, с. 329].
Захоро́шо – ‘в качестве хорошего, праздничного, предназначенного для торжественных случаев. Об одежде’; за́худо – ‘в простой рабочей одежде, не нарядно’: «А за́худо – чего ́ поху́жэ одева́ли. Не за́худо, не за́хорошо – никогда ́ не берё́т (воду из колодца)» (Леш. Смл) [АОС, 21, с. 151, 164].
Топонимы
Микротопонимы
Святой колодец великомученика Георгия Победоносца. Деревня Соловарка Шекснинского района Вологодской области.
Колодец Александра Свирского (не действующий) деревня Старая Слобода. Лодейнопольский район, Ленинградская область.
Адская скважина (каптирована). Город Белозерск, Вологодская область.
Комментарии
Диалектная лексика, связанная с почитанием колодцев, включает местные названия освященной воды, названия обрядов и правил поведения у колодца. В словарную статью включены иллюстрации, в которых информанты приводят фрагменты фольклорных произведений, примеры действия живой воды и т. д. Сохранение представлений о связи источников водоснабжения с нечистой силой нашли наглядное отражение в истории «адской скважины» в Белозерске (Вологодская область). Высокодебитную скважину, вскрывшую горизонт напорных карстовых вод, долго и безуспешно пытались каптировать. Был приглашен местный священник, который отслужил у скважины молебен. Колодцы по сравнению с родниками слабо представлены в топонимии (микротопонимии), необходима работа с источниками, проведение этнологических исследований.
Модельные объекты
Колодцы около часовен, церквей, при монастырях.
Колодец с поклонным крестом на острове Анзер, Троицкая губа. Соловецкие острова. Архангельская область. Объект культурного наследия.
Колодец Георгия Победоносца на месте часовни у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Соловарка Шекснинского района Вологодской области.
Святой источник – Колодец Александра Свирского (не действующий) деревня Старая Слобода. Лодейнопольский район, Ленинградская область.
Священный колодезь. Парк Мурино, город Санкт-Петербург.
Посещение модельных объектов
В рамках паломнических или религиозных туров колодцы следует посещать на Крещение Господне (6/19 января), Первый Спас (1/14 августа), день святого великомученика Федора Стратилата (8/21 июня), в дни почитания святых – покровителей колодца, а также в местные храмовые праздники.
Источники информации
Колодец Георгия Победоносца на месте часовни около церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Соловарка Шекснинского района Вологодской области. Фото Левина А. [Электронный ресурс]. URL: http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=193281 (дата обращения: 01.08.2023).
Надёжин А. Укрощение «адской скважины». [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Xu3PCV319XPtE3w0 (дата обращения: 01.08.2023).
Освящение колодца. Электронный ресурс]. URL: https://karpovo.0o.ru/foto/kolodets/foto2/photo23.jpg (дата обращения: 23.06.2023).
Порядок благословения нового колодца, Требник на русском языке - иеромонах Феофан (Адаменко) / Азбука веры. Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenko/trebnik-na-russkom-jazyke/48 (дата обращения: 23.06.2023).
Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. / Главный редактор, составитель О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1 том А–Н. 792 с
Святой источник, Колодец Александра Свирского (не действующий). Деревня Старая Слобода. Лодейнопольский район, Ленинградская область / Святой источник. [Электронный ресурс]. URL: https://svyato.info/331-svyatojj-istochnik-kolodec-aleksandra-svirskogo.html (дата обращения: 23.06.2023).
Священный колодезь в парке Мурино. [Электронный ресурс]. URL: https://muzei-murino.ru/2021/05/27/svyaschennyy-kolodez-v-parke-murino/?ysclid=lsoaca0s7x736931245 (дата обращения: 23.06.2023).
Секреты русских колодцев, или Непростая история простого приспособления. [Электронный ресурс]. URL: https://kulturologia.ru/blogs/231220/48530/?ysclid=lrjjror4cg884177354 (дата обращения: 23.06.2023).
Составители словарной статьи
А. А. Соколова